Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 37 человек

Обучение ПДД. Дидактические игры

Дата: 4 мая 2017 в 14:29, Обновлено 4 мая 2017 в 14:37

Дидактические игры
по правилам дорожного движения
(для детей старшего дошкольного возраста)

Угадай транспорт

Задачи: закреплять представле­ния детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигры­вает тот, кто больше даст правиль­ных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Мы с вами бе­седовали о транспорте, наблюда­ли за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и пра­вильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изобра­жением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

Дом — чудесный бегунок

На своей восьмерке ног

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай.)

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

Что такое — отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колеса на резине. (Троллейбус.)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно

и арбузы. (Грузовики.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем! (Велосипед.)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут — положу,

Человеку я служу! (Подъемный кран.)

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает. (Экскаватор.)

Вот утюг, так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошел — дорога вдруг

Стала гладкой, ровной! (Каток.)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина. (Пожарная машина.)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь — сороконожка.

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет. (Поезд.)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет — пять плугов

тащит. (Трактор.)

Эта сильная машина

Едет на огромных шинах.

Сразу полгоры убрал

Семитонный ... (самосвал).

Чтобы он тебя повез,

Не попросит он овес.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

 Побежит... (автомобиль).

Играй, да смекай!

Задачи: развивать умственные способности и зрительное вос­приятие; формировать умение соотносить рече­вую форму описания дорожных знаков с их графическим изоб­ражением; воспитывать самосто­ятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорож­ного знака закрывается только после прослушивания информа­ции о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

В игре участвуют 4—6 детей, перед которыми разложены таб­лицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Прин­цип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорож­ных знаках, дети закрывают кар­точками их изображения на таб­лице.

Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете — В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети».)

Здесь дорожные работы —

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы».)

Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход».)

У него два колеса и седло на раме,

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено».)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход».)

Красный круг, прямоугольник

Знать обязан и дошкольник.

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле —

Не проедете никак! (Знак «Въезд запрещен».)

Я не мыл в дороге рук,

 Поел фрукты, овощи

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицин­ской помощи».)

Этот знак на переезде —

В непростом, заметим, месте.

Тут шлагбаум не стоит,

Паровоз вовсю дымит.

Скорость он набрал уже,

Так что будь настороже. (Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума».)

Подумай — отгадай

Задачи: активизировать про­цессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представле­ние о транспорте и правилах дорожного движения; воспиты­вать сообразительность и наход­чивость.

Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хо­ром. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Я хочу узнать, кто у нас в группе самый наход­чивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен под­нять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их бу­дет больше всего.

Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)

Кто ходит по тротуару? (Пеше­ход.)

Кто управляет автомобилем? (Водитель.)

Как называется место пересе­чения двух дорог? (Перекресток.)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспор­та.)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)

Какой свет верхний на свето­форе? (Красный.)

С какого возраста разрешает­ся детям ездить на велосипеде по улице? (С 14-ти лет.)

Сколько сигналов у пешеход­ного светофора? (Два.)

Сколько сигналов у транспор­тного светофора? (Три.)

На какое животное похож пе­шеходный переход? (На зебру.)

Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестни­це вниз.)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)

 Какие машины оборудованы специальными звуковыми и све­товыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)

Какой сигнал подает автомо­биль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампоч­кой.)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дво­ре, на детской площадке.)

Мы — водители

Задачи: помочь осмыслить дорожную символику и ее специфику (на примере до­рожных знаков), видеть ее ос­новные качества — образность, краткость, обобщенность; форми­ровать и развивать умение само­стоятельно придумывать графи­ческие символы, видеть и решать проблемы.

Правила: нужно придумать до­рожный знак, наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зеленый кружок. Выигрывает тот, кто на­берет большее количество круж­ков.

Материалы:

1)карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);

2) кусок мела, если разветвлен­ная дорога чертится, или полос­ки бумаги, изображающие такие дороги;

3) маленькая машина или ав­тобус;

4) зеленые кружки — 30 шт.

Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвленная дорога из бумаги.

Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязан­ности водителя.

Воспитатель. Каждый води­тель машины обязан знать, как она устроена, как ее заводить, чи­нить, как ею управлять. Работа во­дителя очень трудная. Надо не только быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветв­ляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и ма­ленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, кото­рый едет рядом с водителем, по­чувствовал себя плохо и его нуж­но срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохо­жих нет? Или прохожие не мо­гут ответить на вопрос водителя? Как быть?

Ответы детей.

Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чем он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встреча­ющиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможе­те научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы позна­комимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.

Машина быстро мчится по дороге и вдруг...

Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Маши­на останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои вари­анты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспита­тель  напоминает,  что  машина обычно едет быстро, водитель дол­жен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нем не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кла­дет его на месте остановки маши­ны, а дети вместе с воспитателем

оценивают все варианты знаков, на­граждая зеленым кружком наибо­лее удачный из них. Игра продолжа­ется. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него до­рожные знаки.

Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помо­гают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, разме­щенные вдоль дороги, подсказы­вайте взрослым, что они означа­ют.

А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать по­бедителя.

Дети считают свои зеленые кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает роб­ких и застенчивых.

Веселый жезл

Задачи: обобщить представле­ние о правилах поведения пеше­ходов на улице; активизировать представления детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать вниматель­но ответы товарищей и не повто­ряться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ мож­но, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.

Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет на­звать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэто­му будьте очень внимательны! Победит та команда, которая на­зовет больше правил и не повто­рится.

Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети. Переходить улицу мож­но по пешеходному подземному Мореходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущем транспортом и перехо­дить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедив­шись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют правила для пассажи­ров.

Законы улиц и дорог

Задачи: совершенствовать представления о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать вни­мание, умение решать проблем­ные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентиро­ваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.

Правила: участвуя в разыгры­вании дорожных ситуаций, не на­рушать ПДД. Задания нужно вы­полнять до конца.

Материалы: игровое поле, фи­гурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Игра имеет несколько вариан­тов с различным уровнем слож­ности.

1.      Знакомство с планом города, его постройками и обитателями.
Можно дать названия городу, реке, улицам и т.д.

2.      Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т.д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый
магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т.д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т.д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк...

3. Можно ввести в игру дорож­ные знаки, светофоры, регулиров­щика, транспорт: «скорую по­мощь», пожарную машину, мили­цию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Напри­мер, грузовику «Продукты» за­грузиться на хлебозаводе и раз­вести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный мага­зин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, зада­вая детям вопросы.

Где можно в городе катать­ся на роликах?

Покажите самые опасные места в городе.

Что изменится на дороге с приходом зимы?

Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель модели­рует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в горо­де, утром на дорогах начались беспорядки — и дает задание ее исправить.

Час пик

Задачи: помочь усвоить основ­ные правила дорожного движе­ния на улицах города; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом

Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажи­ров развезти до нужной останов­ки. Решить все дорожные ситуа­ции.

Материалы: игровое поле, ку­бик, фишки, 32 карточки (12 си­них — «работники», 12 желтых — «посетители», 7 розовых — «ситу­ации»).

Игра имеет несколько вариан­тов с различным уровнем слож­ности.

1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэро­порт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа,

магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и «ра­ботники» там должны быть. Дети  раскладывают по объектам синие пятые карточки с изображе­нием тех, кто там работает и кто посещает.

Например, «Театр» — балерина и жители театра, «Стадион» — Спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» — парикмахер и клиент, «Больница» — врач и больной и т.д.

2. Синие и желтые карточки перемешиваются и раздаются тем участникам игры поровну. Игроки поочередно бросают ку­бик и двигаются по полю в нуж­ном направлении, забрав пасса­жиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развезти своих пассажи­ров по нужным остановкам и, за­кончив работу, вернуться на ко­нечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием.

3. Желтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетите­лей, затем работников и довезти их до конечной остановки. Вы­игрывает тот, кто наберет наи­большее количество очков (т.е. пассажиров).

Собери дорожные ситуации

Задачи: упражнять в констру­ировании, умении из отдельных элементов составлять целое изоб­ражение; закрепить представле­ние о правилах безопасного по­ведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей це­лую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими до­рожные ситуации. Количество рисунков соответствует количе­ству сторон кубика.

Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рас­сматривали.

Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожны­ми ситуациями на части и накле­или на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?

Дети поочередно собирают до­рожные ситуации из кубиков и рас­сказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.

С детьми можно изготовить ана­логичные кубики для дидактичес­кой игры «Собери дорожные знаки» (автомобили и т.д.).

Научим Незнайку ПДД

Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорож­ного движения; систематизиро­вать знания по безопасному по­ведению на дорогах; воспитывать

дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение фор­мулировать свои мысли, слушать друг друга.

Правила: четко объяснять пра­вила дорожного движения, не повторяясь и не перебивая друг друга.

Воспитатель рассказывает де­тям о Незнайке — мальчике, ко­торый не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.

Воспитатель. Скоро Не­знайка идет в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?

Дети предлагают помочь Не­знайке выучить правила безопасно­сти на дороге.

Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в фут­бол, но во дворе никого не было, и я пошел на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня на­чали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал...

Вместе с детьми Незнайка разби­рает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безо­пасности.

Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и води­тели начали на меня кричать. Почему они кричали — не знаю...

Дети объясняют, как нужно пра­вильно переходить улицу.

А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что — я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высу­нул голову в окно, чтобы посмот­реть на машины.

Дети объясняют Незнайке пра­вила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит еще несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД.

Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возник­нут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».

Что будет, если...

Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного дви­жения, почему важно их выпол­нять как водителям, так и пеше­ходам; формировать умение устанавливать про­стейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать ло­гическое мышление.

Правила: не мешать друг дру­гу слушать и отвечать. При необ­ходимости дополнять ответы.

Воспитатель читает детям сти­хотворение О. Бедарева «Если бы...».

Воспитатель

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

«На светофоре красный свет.

Для пешехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!»

«Мне наплевать на красный свет!» —

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

«Где захочу, там перейду!»

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза — Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:

«Мне наплевать на светофор!»

И как попало, ездить стал.

Ушел бы постовой с поста.

Трамвай бы ехал, как хотел.

Ходил бы каждый, как умел.

Да... там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики, то и знай:

Машина прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину...

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик-постовой.

Висит трехглазый светофор

И знает правила шофер.

Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения?

Ответы детей.

А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если...». Я вам буду задавать вопросы, а вы — на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.

Что будет, если пешеходы нач­нут переходить улицу, где им вздумается?

Дети. Водитель не успеет за­тормозить, и пешеход может по­пасть под колеса.

Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорож­ные знаки?

Дети. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением.

Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?

Дети. Водитель поедет на красный свет и собьет пешехода.

Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?

Дети. Его автомобиль столк­нется с другим автомобилем, ко­торый двигается правильно — по правой стороне.

Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если...» и сами дайте ответ.

Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ.

В конце игры воспитатель подво­дит итог.

Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важ­но их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.